воскресенье, 17 ноября 2019 г.

Ювелирная неделя в Женеве Часть 1



Середина ноября - ювелирное время в Женеве. К самым важным в мире аукционным торгам Sotheby's и Christie's мы в этот раз присоединили походы по антикварным галереям и современным ювелирам, доступ к которым закрыт для непосвященных. Это стало возможно благодаря женевской компании Gem Project и ее руководителю Ольге Бровчук, собравшей не только тех, кто хотел увидеть "секретные" украшения, но и тех, кто согласился показать свои сокровища.

топ-лот аукциона Sotheby's - браслет с cапфиром и бриллиантами, Cartier. Продан за 6 072 900 франков при эстимейте 2 000 000 - 3 000 000

Но обо всем по порядку. В отношении аукционов сложились некие мифы, рожденные отсутствием информации и своего рода романтическими представлениями. Мне не раз приходилось читать в блогах восторженных девиц о том, как к женевским отелям подъезжают лимузины, из которых выходят дамы в вечерних платьях и мужчины в смокингах, чтобы посетить ювелирные аукционы.
Это, девушки, бывает только в кино и в вашем воображении. На самом деле аукционы - сугубо деловое мероприятие, на котором присутствуют дилеры камней и представители антикварных галерей. В основном (и тут девушки будут разочарованы) это мужчины пенсионного возраста, похожие на пыльные мешки, и растрепанные немолодые женщины. Конечно, пару сумок Биркин и бриллианты в старых ушах на аукционах увидеть можно, но публика в основном самая затрапезная. Зато - очень профессиональная.
Итак, мифы.

1. "Аукцион - место для покупки инвестиционных ценностей".
Я отношусь к такой возможности довольно скептически: в теории - да, настоящие драгоценности не падают в цене и хранить в них средства вполне можно - если у вас есть возможность заморозить большие суммы. С другой стороны, реально продать сегодня драгоценности практически невозможно - и это показали прошедшие аукционы в Женеве, где непроданными остались и крупные чистейшие бриллианты, и сапфиры с рубинами и изумрудами, не говоря уже об исторических драгоценностях с солидным провенансом.

Например, эти серьги Cartier с огромными изумрудами остались непроданными - частично из-за цены ('эстимейт 350-550 тысяч шв франков), частично из-за того, что в описании упоминается, что для придания прочности камни пропитаны смолой. Кому нужна смола по цене изумрудов? Если не знать этих тонкостей и не уметь читать сертификат, можно очень серьезно ошибиться с покупкой. И вместо инвестиции получится бессмысленная трата денег.

2. "Старые вещи дороже новых".
Это не так. Совсем не так.



Украшения Belle Epoque, принадлежавшие всемирно известной певице Нелли Мельба (в ее честь назван десерт Персик Мельба), тоже никому не приглянулись (за исключением последней сложной подвески/броши). И хотя эти вещи вызывают интерес и уважение, практического применения у них нет - вложением денег они служить не могут.

3. "Цены на аукционах значительно выше, чем в магазинах".
Это очень распространенный миф, совершенно не соответствующий действительности.




Браслеты из платины с бриллиантами эпохи Ар Деко на аукционах оцениваются от 20 тысяч франков. Если на них стоит знаменитое клеймо - то чуть дороже. В целом сегодня цены не превышают нижнюю границу эстимейта - так что найти что-то красивое можно всегда. Уровень работы в этих вещах, как правило, очень высокий. Изготовление подобного украшения в наши дни обойдется значительно дороже. Так что поклонникам Ар Деко прямая дорога на аукционы.

4. "На аукционах много подделок".
Rene Lalique

Rene Lalique
Arthur & Carlo Giuliano

Georges Fouquet

Suzanne Belperron
Конечно, от подделок никто не застрахован. Но аукцион - не барахолка. Там работают специалисты, которым доверие и многолетняя дружба с клиентами важнее возможности что-то быстро продать. Если возникает сомнение, лот снимается с продаж.
На ноябрьских аукционах было две вещи Rene Lalique - брошь/подвеска продана по нижней границе эстимейта за 68750 шв франков (Sotheby's), довольно авангардное колье 1920-х годов из пеньковой веревки и стеклянных бусин ушло на Christie's за 25 000 франков.
Антикварные вещи с эмалью работы Giuliano проданы за 11 875 франков.
Браслет с изумрудом в стиле Ар Деко работы Georges Fouquet продан за 237 500 франков, а вот брошь/подвеска Suzanne Belperron с горным хрусталем и бриллиантами осталась непроданной.

5. "Покупать легко - были бы деньги".
Вот это одно из самых больших заблуждений. Человек "с улицы", скорее всего, даже не успеет поднять "лопатку" с номером - в среднем на лот уходит меньше минуты, и надо действовать очень быстро. Если к лоту есть интерес, цена повышается в геометрической прогрессии. Обычно на торгах "бьются" профессионалы - люди, хорошо чувствующие процесс и с полувздоха понимающие интонации аукциониста. Крупные бойцы рынка - коллекционеры, миллионеры и прочие заинтересованные лица - в зале даже не показываются. Торг идет либо через подставных лиц, либо по телефону. Это понятно - присутствие таких людей в зале вызовет скачок цен, а это никому не нужно. В первую очередь, самим игрокам.
Эта брошь Harry Winston ушла за 1 035 000 франков меньше чем за 10 минут.

6. "На торги может попасть любой ювелир - были бы знакомства".
Это сильное заблуждение. Аукционы вообще-то не занимаются продвижением современных ювелиров - они продают value, то есть ценность. А ценность - это камни в первую очередь. Имена в понятие ценности входят, только если имя представляет собой коллекционный интерес. Cartier, Van Cleef & Arpels, Bulgari, Boucheron - эти марки всегда в цене, правда, с украшениями старше 50 лет, когда они приобретают статус антиквариата. Новые вещи вы не сможете продать даже за треть цены, уплаченной в магазине.
Из современных ювелиров есть всего несколько имен, которые всегда желанны на торгах. В первую очередь, это JAR - Жоэль Артур Розенталь. Его украшения уже не получают 10-кратное превышение эстимейта, как 10-15 лет назад, но стабильно хорошо продаются. Впрочем, и эстимейты сильно повысились по сравнению с тем, что было раньше.
Кольцо с изумрудами и бриллиантами, JAR. Продано за 300 000 франков при эстимейте 100-150 000 Christie's

Серьги с бриллиантами JAR. Проданы за 723 000 франков при эстимейте 220-330 000 Christie's

Клипсы JAR. Проданы за 412 500 франков при эстимейте 200-300 000 Sotheby's
А вот Michele Della Valle - аристократ из Рима, всегда желанный гость в Женеве, на этот раз выступил довольно слабо - несколько его вещей остались непроданными. В частности, вот эти.
Michele della Valle

Michele della Valle


И это лучше всего прочего свидетельствует о том, что сегодня на рынке нет места эмоциональным покупкам - люди хорошо считают и покупают только то, что смогут потом продать. Понятия "Красиво", "красивенько", "мило", "мне нравится", "недорого - можно и купить" на аукционах не работают. Здесь место для хорошо информированных профессионалов.
В заключение - короткий разговор с одной из самых опытных героинь аукционного фронта. Мы сидели за одним столом на предпросмотре. Пожилая, довольно потрепанная женщина с вечно недовольным лицом оказалась милой и разговорчивой. Я спросила ее, часто ли ей приходится обращаться к геммологам и другим специалистам за консультациями. Она сказала: "Я никогда этого не делаю. Покупаю исходя из собственных ощущений. Учусь только на своих ошибках".
Когда за плечами 40 лет работы - можно и так сказать. Остальным я бы все же рекомендовала обращаться к специалистам.




































































Комментариев нет:

Отправить комментарий