воскресенье, 3 ноября 2019 г.

И я хочу в Бразилию!

Бразилия стала десятым и самым отдаленным нашим ювелирным маршрутом. И первым, в котором мы встречались не только с местными ювелирами, но и с теми, кто добывает сырье - золото и полудрагоценные камни, которыми так богата эта страна.
В Бразилии добывается 65 процентов мировых запасов аметистов, цитринов, топазов, турмалинов и других камней этого ряда. Камни встречают вас на каждом шагу, аметистовыми друзами вымощены входы в рестораны и украшены стены. Обилие камней кружит голову, хочется всего и сразу - но включается разум: если этого так много, значит, это должно быть совсем недорого? Да, конечно, недорого по сравнению с Москвой, но зачастую цены взяты с потолка - расчет на то, что турист, опьяненный близостью блеска, не знает или не помнит рыночные цены.
Такого уровня кристаллов мы не встретили. Зато встретили огромное количество старателей, сопровождавших нас по всему маршруту со своими чемоданчиками.
Я честно пыталась удержать путешественниц от эмоциональных покупок. Но, как известно, останавливать женщину на пути к удовольствиям бессмысленно. Поэтому камней все накупили немеренно. Ну и слава Богу.
Но давайте по порядку. За почти две недели мы объехали едва лишь пять процентов территории этой необъятной страны - при этом совершив четыре внутренних перелета. От расслабленного Рио де Жанейро до топазовой шахты в Минас Жерайс , от делового Сан Паулу до оглушительно прекрасных водопадов Игуасу. Мы спускались в шахты, бродили по карьерам, ночевали в монастыре, ели вкуснейшие местные ягоды асаи, любовались экзотическими садами и животными и птицами в них.
Рио. В первое утро все в едином порыве надели белые штаны - а как еще-то? Отправились к океану - он прямо через дорогу от отеля. Океан оказался коварным - волна сбивает с ног сразу же и тянет вглубь. Поэтому в дальнейшем пришлось любоваться им на почтительном расстоянии. Хотя местные детки резвятся на мелководье и никаких неудобств не чувствуют.
Рио поражает масштабами - и разнообразием архитектуры. Бразилия стала убежищем для многих деятелей европейской культуры - Первая и особенно Вторая мировые войны привели туда светлые умы, которые вынуждены были бежать из своих стран. Невероятная эклектика, старинные постройки, новейшие конструкции - все есть в Рио.

Знаменитая мозаичная лестница художника Селарона - стены вокруг исписаны граффити, весьма художественно.
В Рио есть два монстра ювелирного дела (впрочем, их магазины есть и в других городах Бразилии). Один из них известен и у нас - это H.Stern. Политика компании достаточно агрессивна - представитель сидит за специальным столиком в отеле и хищно следит за приезжающими туристами. Их заманивают бесплатным транспортом, музеем камней (действительно очень интересным) и главное, доставкой обратно в отель. Честно говоря, впечатление произвел только музей - г-н Штерн собирал свою коллекцию турмалинов всю жизнь, собрал 1007 штук всех возможных цветов и оттенков. Как любой подвиг собирательства, коллекция вызывает огромное уважение.
Остальное - как всегда. Старомодный дизайн, дикие цены, совершенно необъяснимые в стране, где камни буквально валяются под ногами. Поняв, что к покупкам у нас нет интереса, сотрудники компании потеряли интерес и к нам. Короче, обратно мы ехали на такси.
Второй гигант - компания Sauer. По дизайну - чуть лучше, но не настолько, чтобы за этим ехать так далеко. Зато выставка фигур птиц из местных камней привлекла внимание. Птиц таких много в сувенирных магазинах, только у Сауера они сделаны из камней, а в лавках - из композита.
Попугаями обзавелись.

Главную достопримечательность Рио - статую Христа-Искупителя мы увидели сначала в облаках, но буквально через две минуты выглянуло солнце. Огромная стилизованная фигура, обшитая местным мыльным камнем, впечатляет вблизи не меньше, чем издалека. Народу - тьма. Люди фотографируются (самая популярная поза - встать так, чтобы статуя была у тебя за спиной, и раскинуть руки), молятся, поют... 





Впечатление от Искупителя - очень сильное. Ничего лишнего, никаких отвлекающих деталей (говорят, что в первом проекте он должен был держать в руках крест - видимо, этот проект потом был использован в Москве при воздвижении памятника Владимиру). Жители Рио относятся к символу своего города и страны очень по-свойски. Говорят: "Когда бразильцы перестанут лениться, Христос хлопнет в ладоши".

Там же, на перилах ограждения статуи, состоялась первая встреча с местной фауной - обезьянками-игрунками. В Бразилии животные никого и ничего не боятся - отношение к ним самое уважительное. Подойти можно совсем близко. Кормить нельзя - об этом предупреждают многочисленные плакаты.

В Рио состоялось еще одно знакомство - гастрономическое. Ягоды асаи, плоды пальмы из лесов Амазонки, считаются невероятно полезными - лечат от всего на свете, а главное, подавляют аппетит. Одна беда - снятые с дерева, они теряют свои целебные свойства уже через час. В Бразилии их продают на каждом шагу в виде замороженного пюре. Получается темно-фиолетовый щербет, смешно окрашивающий губы. На асаи действительно можно подсесть - во всяком случае, первое, что я сделала, вернувшись в Москву, - стала искать, где его можно купить. Увы - у нас это продается в порошке бледно-розового цвета (уже сомнительно) и рекомендуется употреблять по две чайные ложки в день. Где наши щедрые стаканы с божественным щербетом? Остались в Бразилии...

А мы отправляемся на самолете в Минас Жерайс - район добычи топазов-империал. Земля здесь совсем другая - суровая, красная. Ничто не напоминает о тропиках - сухо, порой безжизненно. Видны следы пожаров. В этих краях пару лет назад состоялась экологическая катастрофа - прорвало дамбу с отходами химического производства. Земля остается мертвой на многие километры...
Мы отправляемся в карьер Мариана - единственное место, где добывают топазы-империал. Медового цвета камни ищут в открытом грунте. Естественно, нас сразу же обступили местные жители - такой группы они не видели никогда в жизни. И грянул торг...



Ночевать нам предстояло в монастыре Караса (Santuario do Caraca) - месте духовного паломничества. Могу смело сказать, что ничего подобного никто из нас не ожидал.


 Синяя дверь справа - это келья, в который я ночевала. Обстановка спартанская - кровать, стол, стул. А вокруг - райский сад, где поют (чаще кричат) птицы, порхают бабочки и колибри...

 Монастырь горел - и сгоревшие части не стали восстанавливать. Такое романтичное аббатство...

 Главный аттракцион - поздно ночью. На протяжении многих лет на ступени церкви приходят гривистые волки. Их подкармливают (любимое лакомство - бананы, потом уже идет мясо). Честно говоря, у нас волка дождались только самые упорные - он пришел уже совсем ночью.
Утром переезжаем в Ору Прето - или "Черное золото" в переводе. Здесь в 17 веке нашли золото. Самородки были в черном окисле - случайно отковыряв кору, обнаружили драгоценный металл. Городок - прелестный, построенный в колониальном португальском стиле. Хоть сейчас снимай здесь "Рабыню Изауру"...





И здесь (наконец-то) состоялась первая встреча с ювелиром. Карла Абрас живет в столице штата Минас Жерайс Белу Оризонте, она лауреат многих ювелирных конкурсов. Приехала к нам, чтобы показать свои работы.




Карла работает с местными камнями - кварцами, аквамаринами, топазами, использует старинную технику грануляции. Милая девушка с большим будущим.
Заехали на шахту, где добывали золото. Она уже истощена, теперь ее превратили в туристический аттракцион. На вагонетке спустились на 120 метров под землю, походили по пещерам... не самая легкая это работа.


Отправляемся дальше - в деловую столицу Бразилии Сан Паулу. Каменные джунгли, дикие пробки, дорогие магазины (пустые, как и в Москве). Недаром говорят, что Бразилия - это Россия, только с хорошим климатом.
У нас - ювелирный день. Первая остановка - в шоуруме Fernando Jorge. Фернандо уже очень известен в Европе, давно переехал в Лондон (как, впрочем, и большинство бразильских дизайнеров - они едут туда, где есть рынок и клиент). В шоуруме всем заправляет его сестра Карла. Что порадовало - все ювелиры, с которыми мы встречались, идут своим путем, не похожи друг на друга. У каждого есть свой почерк - и работают они свободно, придумывая собственный стиль.





 Вторая остановка - у не менее известной в мире Silvia Furmanovich. Она делает богемные украшения с использованием антикварных элементов - микромозаики, например. Ей нравится техника маркетри - из деревянных тонких плашек разного цвета она выкладывает затейливые узоры. И конечно, деревянные клатчи!





Третий дизайнер - очаровательная Bia Tambelli. Живет в Милане, недавно открыла корнер в одном из универмагов Neiman Marcus в США. Приехала домой специально, чтобы встретиться с нами. Ее работы - острые по форме и остроумные по стилю.



Последний визит - к любимцу публики Лос Анджелеса Ara Vartanian. У него - серьезные камни, которые видны издалека на красных дорожках. Про стиль промолчу - мне вещи показались довольно небрежно сделанными и непомерно дорогими.
А наш путь лежит дальше - к восьмому чуду света, водопадам Игуасу.





Описывать водопады не имеет смысла - это надо видеть. Мощь, красота, ежесекундные перемены - и свободно бродящие среди людей животные и птицы, как в раю. Вообще, парки Бразилии - это особая тема. Богатые люди в этой стране увековечивают свои имена, разбивая многокилометровые парки и даря их государству. Будут ли там тропические растения, как в парке художника и скульптора Роберто Бурле-Маркса (кстати, он дальний родственник Карла), или сочетание природы и современного искусства, как в парке Иньотим, или просто великолепный заповедник, окружающий водопады - за всем этим огромный труд и любовь частных граждан, которым близка природа.
Напоследок - несколько фотографий из частных (сегодня уже государственных) парков Бразилии:
















Очень трудно загадывать - сможем ли мы вернуться в Бразилию. Но уезжать не хотелось. Великая страна, даже величественная, - красивая, дружелюбная, разнообразная, щедрая. С тем, чем пугают туристов, - встречами с обитателями фавел, - мы не столкнулись. Все остальное - потрясающе!

Комментариев нет:

Отправить комментарий