пятница, 11 августа 2017 г.

Этнический мотив

Эти страницы в книге "Ювелиры - ювелирное искусство России ХХI века" стоят особняком. Тема, выбранная автором коллекции Евгенией Мироновой - африканские ритуальные маски - совсем далека от традиционно понимаемого отечественного искусства. Для меня этот проект - особенный. В моем понимании он воплощает лучшие черты национального характера - открытость миру, жадность в познании непохожих на нас культур, глубокое погружение в тему. Ну и, конечно, выполнены работы российскими мастерами - есть чем гордиться!




Этнические мотивы в нашей стране не в чести уже последние сто лет. Модные девушки обходят этнику стороной – их бабушки и прабабушки, приехавшие после революции в город из деревни, хотели сразу стать “городскими” и как огня боялись выглядеть “селом”. Синдром “девушек из большого города” прочно вошел в сознание. Народные промыслы превратились в резервации, где мастера десятилетиями работают по одним и тем же шаблонам, снабжая сувенирные лавки по всей стране. Русской традицией в ювелирном искусстве считается творчество мастеров Фаберже – на самом деле, европейское до мозга костей. Сегодня мало кому приходит в голову интересоваться народной культурой – для этого нужен особый склад характера и глубокая культура, а также свобода от стереотипов.
Евгения Миронова не думала заниматься ювелирным делом. Работала в рекламе, закончила факультет журналистики МГУ. 
Продолжая заниматься медиа, проработала 5 лет коммерческим директором издательства "Салон-пресс" (журналы "Salon-Interior", "Идеи вашего дома"). Занималась организацией архитектурной премии "Архип", студенческого конкурса  "Дом для Звезды", вела другие крупные проекты издательского дома.
И вот тут-то в ее жизни наметился поворот. Она увлеклась цветными ювелирными камнями. Увлечение переросло в коллекцию, собранную за много лет посещений ювелирных выставок - от Гонконга до Базеля. И в 2000-е Евгения решила кардинально сменить область деятельности.

 Получив геммологическое  образование (GIA), она открыла в Москве приватный ювелирный салон-ателье. Направление было выбрано этническое, и для этого были причины. Муж Евгении основал Музей традиционного искусства народов мира “Традарт”, куда попали предметы и украшения со всех концов света. Евгения и ее муж фундаментально подходят ко всему, что делают – в их коллекции есть редчайшие экспонаты, собранные настоящими энтузиастами и знатоками. Участие в экспедициях музея и сбор материалов для этнических коллекций не могли оставить Евгению равнодушной. Она поняла, что многое из традиционного искусства можно переложить на "ювелирный" язык.

Первая ювелирная коллекция навеяна масками народов Западной Африки. Десять драгоценных предметов (они могут быть подвесками, но их можно демонстрировать как самостоятельные мини-скульптуры – для этого придуманы специальные экспозиционные коробки с подставками) выполнены из золота с горячей эмалью с использованием слоновой кости, дерева и драгоценных камней. Они в точности повторяют традиционные образцы масок, но при этом обладают самостоятельной эстетической ценностью. Тонкостью работы отечественных ювелиров, которые работали над коллекцией – Александра Мельникова, Ичиена, Юрия Козлова и других – можно только восхищаться.


Эта коллекция – пример концептуального подхода к ювелирному искусству. Меньше всего ее авторы думали о сиюминутных вещах – как сделать дешевле, как быстрее продать. Авторам было интересно работать – поэтому и получилось целостное произведение со своей философией. Евгения верит в неисчерпаемость народной темы – а значит, готова продолжать работать над ней и дальше.





Комментариев нет:

Отправить комментарий