Я обычно не пишу про выставки. Просто потому, что дело это сугубо профессиональное, широкой публике не интересное. Да и зачем рассказывать подробности людям, которые в принципе должны знать про бриллианты и рубины только то, что они растут в магазине?
Но публика теперь стала знающая. Уверена, что в магазинах «дурят», требует скидок и сертификатов. В общем, грамотная публика. Или считает себя таковой. Самые резвые отправляются за камнями в Индию или Таиланд, истово торгуются на уличных развалах и привозят «настоящие» рубины и изумруды за копейки, свысока поглядывая на «ленивых», покупающих украшения в магазинах. Помню, известная телеведущая, знающая о моде все и даже больше, в бытность свою главным редактором модного журнала, уверяла меня, что ее арт-директор в Индии купила бриллиант в пять карат за 800 долларов. И никак не хотела верить в невозможность этого.
Так что написать про выставку часов и ювелирных украшений в Базеле все-таки придется. Чтобы не было ни иллюзий, ни разочарований.
Итак, зачем проводятся подобные выставки?
Выставка в Базеле - всемирная ярмарка тщеславия. Здесь важна не победа, а участие - всегда считалось, если тебя нет в Базеле, значит, тебя нет в профессии. Правда, в последние годы все изменилось: от Базеля отваливаются целые пласты ювелирного производства. Сначала начали уходить мелкие фирмы (зачастую самые интересные по дизайну): стоимость участия для них неподъемна. Ушли многие дилеры бриллиантов, как бы говоря "большому Базелю": имей совесть, хватит задирать цены.
Причина постоянного недовольства участников ясна. Для того, чтобы выставиться в Базеле, они должны заплатить огромную сумму. Строительство стенда (а руководство выставки требует от участников серьезной презентации, иногда в два этажа) может стоить больше двух миллионов евро. Нужно привезти команду из пяти-десяти человек, поселить ее в гостинице (цены на время выставки взлетают неимоверно), кормить ее и особо важных клиентов… а перед этим – придумать и сделать драгоценную коллекцию, что тоже стоит немалых денег. И потом сидеть на стенде, терпеливо ожидая покупателей – но не денег, денег придется ждать еще минимум полгода, когда заказ будет подтвержден и оплачен.
Выставка в Базеле – чисто деловая. Производитель выставляет товар – магазины его закупают. Здесь (до недавнего времени) с частными покупателями даже разговаривать не хотели. Сейчас все изменилось – производящие компании готовы продать хоть что-нибудь кому угодно.
В этом году "исход" приобрел поистине катастрофические очертания. Ушли не только ювелирные марки, но и многие большие бренды, выставлявшиеся в часовом павильоне. Hermes, Dior, Boucheron, Faberge, Carrera y Carrera, Mikimoto... Полностью закрыт верхний "престижный" этаж ювелирного павильона, выставлявшиеся там марки должны были выбирать освободившиеся места в других павильонах.
Кто-то согласился - и вынужден теперь показывать свои работы в самом неблагоприятном виде и окружении. Например, компания Cicada из Нью-Йорка, у стенда которой всегда собирались любители стиля Ар Деко, теперь стоит во втором ряду павильона, где продаются камни. Другие (гордые) отказались от невыигрышных позиций и теперь ходят по выставке в качестве гостей - со счастливыми улыбками людей, избежавших больших бессмысленных трат.
Третьи построили новые простенькие стенды и изо всех сил стараются показать, что еще держатся на плаву. Кое-кто даже хвалит новое расположение - поскольку число участников катастрофически уменьшилось, оставшиеся вправе претендовать на большее внимание покупателей.
В этом смысле преимущество получают те немногие марки, которые работают в художественном ключе. То есть, делают вещи в единственном экземпляре. Понятно, что магазины такими вещами мало интересуются – потратив основной бюджет на закупку часов, байеры приходят в ювелирный павильон, чтобы выбрать базовые вещи. Никто из них не будет тратить деньги на «авторские» украшения – риск «зависнуть» с ними велик. Присутствие частных покупателей оживило "авторский" рынок. Дизайнер может сам рассказать о своих произведениях, увлечь покупателя, посвятить ему столько времени, сколько необходимо.
|
Alessio Boschi |
Alessio Boschi, например, говорит, что нынешняя выставка стала наиболее успешной для него за последние годы. Он представил коллекцию со старинными камеями в современном обрамлении и украшения с микромозаикой - как 19 века, так и с работами современных мастеров. Римская мозаика, собранная из мельчайших кусочков разноцветной смальты и отполированная до блеска, невнимательному глазу может показаться живописью. И только при ближайшем рассмотрении оказывается, что картинка сложена из цветных квадратиков. Коллекция носит название Historica - и автор готов рассказать, почему. Об источниках своего вдохновения Алессио способен говорить бесконечно - это и раскопки Помпеи, и римская мифология, и расцвет туризма в Викторианскую эпоху.
|
Alessio Boschi |
Впрочем, некоторые "старожилы" выставки - такие как Roberto Coin и Palmiero Jewellery Design - могут пожаловаться только на то, что новых покупателей не появилось. Увы - выставка заметно опустела. Практически совсем не видно представителей Ближнего Востока (они теперь сами проводят выставки, которые, по словам посетителей, гораздо раскованнее, приятней и спокойней, чем Базель). Мало китайцев, совсем нет американцев. Даже русская речь, обычно оглашающая смачными ругательствами выставочные коридоры, теперь не слышна.
|
Palmiero Jewellery Design |
|
Roberto Coin |
Оживленно по-прежнему в самом дальнем павильоне, куда обычно не ступает нога прессы. Там продают камни и антикварные украшения. Теперь там можно встретить и ювелирные марки (ту же "Цикаду"). Именно там внимательный глаз найдет настоящие сокровища. Например, на стенде лондонской галереи Zebrak.
|
Brooch with precious pink topaz, Zebrak |
|
19th century diamond tiara, Zebrak |
И, наконец, о том, что можно покупать, легко носить и что приносит радость. Давно уже ясно, что ювелиры с Востока опережают Запад - и по выгодным ценам, и по качеству, а теперь еще и по дизайну. Пока в Европе дизайнеры думают, как бы сделать что-то не слишком дорогое, не поступившись при этом принципами "made in Europe", в Гонконге и Таиланде давно производят украшения, привлекательные по всем параметрам. Для меня открытием стала компания Mian Teck, в огромных запасах которой можно найти поистине прелестные вещицы.
|
Mian Teck |
|
Mian Teck |
В целом же новых идей сейчас не много. Компании как бы выжидают – куда пойдет рынок. Надеются на лучшее. Привычно жалуются – на неудобства, еду, отсутствие покупателей… грозятся в следующем году уйти из Базеля. Неуверенности добавил тот факт, что даты выставки следующего года не были объявлены вплоть до последнего дня.
Что будет дальше? Куда пойдут компании, покинувшие Базель? Об этом - в следующем посте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий