Отработала два дня в дипломной комиссии на кафедре художественной обработки металла Московской Государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, в просторечии именуемой Строгановкой. Это учебное заведение, статус которого неизменно повышается на словах (от училища до академии - всего за десяток лет), на деле испытывает большие сложности. 25-30 лет назад поступить туда было практически нереально - огромный конкурс, невероятно высокие требования к поступающим (особенно в области рисунка) делали это заведение недоступным и поэтому особенно желанным. Знаю очень талантливого человека, который упорно поступал туда несколько раз - до победного конца. Теперь он - художник-ювелир, которого Строгановка научила если не искусству (этому научить невозможно), то строгости отношения к самому себе и к тому, что делает.
Сегодня конкурс в Строгановку на отделение металла - "полтора землекопа". Современные молодые люди трезво оценивают перспективы профессии - кузнецом тяжело, ювелиром хлопотно. И выбирают что-нибудь более надежное и востребованное - графический дизайн, например.
|
Ученики в Строгановcком училище. 1900 г. |
Значит ли это, что "металлистами" стремятся быть по-настоящему увлеченные люди, которых не страшат трудности профессии? Вот это члены комиссии и пытались выяснить, принимая дипломы сегодняшних выпускников.
Ювелиров среди них было отрадно много - по сравнению с прошлыми годами. Это связано и с обновлением преподавательского состава (учить студентов год назад пришел один из самых ярких отечественных дизайнеров Влад Глынин), и с тем, что у студентов в последние годы появилась возможность защищать свои ювелирные проекты не на бумаге, а в металле, доводя вещи до конца (в этом заслуга многолетнего преподавателя Строгановки и прекрасного мастера Дамира Ярулина). Каждый преподаватель отстаивает свою точку зрения (Глынин делает упор на дизайн, Ярулин - на новые технологии и способы работы с материалом). В целом получается довольно интересная картина.
Андрей Хонюшкин (руководитель Влад Глынин) решил поразмышлять над африканскими мотивами, разбавив их традиционными русскими ювелирными техниками. Результат - колье, состоящее из кубов, с инкрустацией сканью.
|
проект Андрея Хонюшкина |
Я вот не люблю, когда мне начинают объяснять, что должно было получиться, и почему что-то не получилось. Ювелирное украшение - вещь эмоциональная, она либо нравится, либо нет. И главное - ее хочется (или не хочется) сразу взять в руки, примерить. Эффектная конструкция из кубов желания "прикинуть на себя" на вызвала - тяжелая, слишком объемная, она как бы сделана без учета того, что ее должна носить женщина. В общем, про то, что ювелирное дело все же "прикладное", то есть, прикладываемое к человеку, молодой человек как-то забыл. И хотя руки у него хорошие и старания много, над конструкцией, композицией и гармонией еще придется много работать.
|
Светлана Пешеходько |
Дипломница Светлана Пешеходько (руководитель Влад Глынин) вызвала у комиссии гораздо больший энтузиазм. Ее разработка темы "Материнство" была решена в чистых, прозрачных тонах - серебро, резной горный хрусталь, янтарь. Светлана выполнила все вручную - не только "металлическую" часть, но и резьбу по камню. Гармоничное сочетание крупных форм (без них не обошелся ни один дипломник этого преподавателя) и легкости, камня и воздуха отличают эту работу, которая заслужила особой похвалы комиссии.
|
Работы Светланы Пешеходько |
|
Работы Светланы Пешеходько |
|
|
Работы Светланы Пешеходько |
|
Дипломница Екатерина Русакова (руководитель Дамир Ярулин) представила колекцию "Стрекозы" из модного нынче титана. При взгляде на ювелирную стрекозу или бабочку всегда сразу ясно: "полетит - не полетит". Титан - самый легкий ювелирный металл из используемых сегодня, но и самый трудный в работе. Вроде бы конструкция, явно навеянная стилем Ар Нуво, должна внушать ощущение легкости. Ан нет - стрекозы не полетели. Не дает взлететь избыток деталей, непонятно зачем вставленных камней. Мне больше понравились брошь и шпилька для волос - в них есть чистота линий. Кольца и серьги хуже - но это и самое трудное в ювелирном деле, поскольку вещи, находящиеся в непосредственном контакте с телом, должны быть сделаны с учетом эргономики. Чего в данном случае не произошло.
|
Работы Екатерины Русаковой |
|
Работы Екатерины Русаковой |
|
|
Работы Екатерины Русаковой |
|
И здесь становится ясно, чего не хватает студентам. Нет, не усидчивости и не целеустремленности - каждый из них "выложился" на сто процентов. Не хватает общей культуры, знаний о стилях прошлого. Остап Бендер, как-то всю ночь сочинявший "Я помню чудное мгновенье...", утром обнаружил, что стихотворение это сочинил А.С. Пушкин. Ужас в том, что сегодняшним студентам нечего вспомнить - они каждый раз изобретают велосипед заново. Велосипед при этом получается деревянный - хоть и похож на настоящий, да не едет (в нашем случае - "не летит").
Амина Аюбова представила коллекцию на арабские темы. Сказала, что вдохновлялась скромными арабскими женщинами, которые носят украшения под паранджой. Эффектный браслет и не слишком хорошо сделанное колье вряд ли могут служить этой цели - плохо обработанные, они царапают кожу, тяжелы и неудобны. Это скорее подиумные вещи - издалека смотрятся ярко, но боже упаси взять их в руки!
|
Работа Амины Аюбовой |
Коллекция Дмитрия Бацева (руководитель Влад Глынин) посвящена морю. Так получилось, что молодой человек начал постигать основы ювелирного дела только на последнем курсе. В этом смысле прогресс налицо. В остальном - сказывается отсутствие опыта и знаний (вот как раз то самое стихотворение Пушкина!) - навязчиво просматриваются линии украшений 70-х годов. Вполне возможно, что Дмитрий додумался до них сам - но времени проверить не было. В результате работы выглядят вторичными по форме.
|
Работа Дмитрия Бацева |
|
Работа Дмитрия Бацева |
И что же, спросите вы - все так плохо? Вовсе нет! Я не стала бы всего этого писать, если бы не была уверена: все эти люди талантливы и смогут стать хорошими мастерами (а кто-то из них - и художниками). Диплом - не проверка на гениальность, он не дает "справку о профпригодности". Это только начало. Дальше - каждый сам по себе. Много читать, слушать, смотреть - и работать.
В равной степени это достаточно тривиальное пожелание могу адресовать и кафедре художественной обработки металла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий