Спустя 47 лет после своего рождения и 15 лет присутствия в
России компания Pomellato
делится секретами своего успеха.
Про секреты – в самом прямом смысле слова: ювелирные
компании редко показывают свои мастерские. И даже не из соображений
безопасности – зачем простым людям знать, как создается мечта? Ювелирный труд –
дело грязное, пыльное, опасное. Достаточно взглянуть на черные и порезанные
руки мастеров, чтобы в этом убедиться. То, что мы видим на сверкающих витринах,
- результат кропотливой, монотонной работы многих людей, ни лиц, ни имен
которых никто не видит и не знает.
Мне всегда казалось это несправедливым. Тем более, когда
речь идет о такой компании, как Pomellato.
Компания родилась в 1967 году – за год до европейской
«студенческой революции» - и впитала витавшие в воздухе идеи свободы и дух
молодости и новизны. Это было не самое лучшее время для ювелиров – поколение
хиппи провозгласило отказ от «роскоши» и предпочло пластик и сплетенные из
ниток браслеты. Они украшали все вокруг, включая собственные тела – цветами,
яркими этническими одеждами, психоделическими рисунками на тканях. «Антимода»
быстро стала модой – модельеры подхватили «радужную» волну. Но если мода
радостно устремилась вдогонку за вкусами нонконформистской молодежи, то в
ювелирном консервативном мире по-прежнему царила классика с бриллиантами.
В это беспокойное и восторженное время, когда каждый день
вспыхивал новый конфликт между старым жизненным укладом и новыми теориями,
затевать ювелирное дело было достаточно рискованным шагом. Идея, положенная в
основу концепции Pomellato,
была проста и гениальна: сделать украшения, которые олицетворяли бы свободу:
свободу от условностей, свободу женщины от мужчины, свободу выбора. Эти
украшения женщина покупает сама себе и носит с утра до ночи. Это сейчас pret-a-porter в ювелирном деле воспринимается
как само собой разумеющееся, а тогда компания Pomellato произвела тихую революцию. Ее
первые украшения были очень итальянскими по духу – много желтого золота,
полудрагоценные камни (преимущественно огранки «кабошон», что, как известно,
является точным свидетельством артистических наклонностей ювелира), почти
полное отсутствие бриллиантов. Украшения были заметными, иногда даже
массивными, но игривыми – в Pomellato
обратили внимание на то, что женщины любят играть кольцами и перебирать звенья
длинных цепей, поэтому вещи были приятны наощупь, подвижны и легко
комбинировались друг с другом. Браслет, состоящий из семи колец, легко
складывался в столбик и превращался в кольцо. Цепи можно было носить по одной
или все вместе – каждая из них состояла из сделанных вручную колец разной формы
и размера из золота.
Те, первые коллекции
сегодня стали предметом коллекционирования. В кольцах, серьгах и подвесках
использовались крупные специально ограненные камни - аквамарины, гранаты,
турмалины: В них заложено столько любви, оригинальности и любви, что они не
устаревают - к 45-летнему юбилею компания выпустила специальную линию Pomellato
'67, повторяющую знаковые для марки вещи в более недорогих материалах: серебре
и полудрагоценных камнях. Я никак не могла
понять, почему сегодня Pomellato
не выпускает эти вещи в оригинальном виде. Ответ оказался прост и прозаичен:
цена на золото выросла настолько сильно, а камни того качества сегодня достать
настолько трудно, что первая коллекция Pomellato, задуманная в конце 60-х годов прошлого века как prêt-a-porter,
сегодня стоила бы, как high jewellery.
Сегодня примеру Pomellato последовали многие компании – то,
что было смелым шагом в конце 60-х, через 40 лет стало общим местом. Президент
компании Андреа Моранте с этим согласен: «Ювелирный сектор сегодня принял
концепцию pret-à-porter и
все больше движется в сторону моды. Но Pomellato по-прежнему выделяется в этом ряду. Прежде всего, потому, что мы – относительно юный бренд и сохраняем молодую энергию и
способность меняться. Ну, а
главное – мы всегда были на стороне женщины. Мы стараемся понять нашу клиентку, изучить ее предпочтения и
вкусы, то, как они меняются со
временем».
Я впервые увидела и
полюбила Pomellato
именно в том, первоначальном воплощении. Это был как раз тот случай, когда при
взгляде на вещь сразу понимаешь, что она новаторская. В этом тяжелом золоте,
обтекаемых формах, удивительно ограненных камнях было огромное обаяние и
свобода. И много иронии. Pomellato
впервые заявила, что коктейльное кольцо может быть без бриллиантов и при этом
будет вполне самодостаточно: к нему не надо надевать ничего больше. Именно
тогда были заложены эстетические принципы Pomellato, которые незыблемы и сегодня: оригинальность огранки,
чистота исполнения, ручная работа (все вещи делаются строго вручную), яркость
красок.
И именно это мне продемонстрировали мастера, работающие в
компании.
Фабрика Pomellato
находится не в самом центре Милана и выглядит очень современным индустриальным
строением: видом, который открывается из окон мастерской, можно любоваться
бесконечно – водопады, заросли бамбука… Впрочем, мастерам некогда любоваться
видом – 100 человек в белых халатах сидят за верстаками и работают практически
без перерыва. Никаких перекуров, никаких разговоров «за жизнь», с которыми я
так хорошо знакома по российским мастерским, там и в помине нет. Поражают лица
– с такими лицами у нас не всегда и профессора-то найдешь. Люди спокойны и
уверены в том, что делают. В остальном – все как обычно.
Дело в том, что верстак ювелира и его инструменты почти не
изменились за последнее тысячелетие. Добавился компьютер, лазер и микроскоп. Но
мастер все так же сидит согнувшись за проверенным веками столом, все так же
крепит камни вручную, все так же полирует золото…
В любой ювелирной компании любят красивые слова. Это понятно
– «продажа мечты» в них нуждается. Pomellato – не исключение. У компании есть своя философия, о
которой вам расскажет любой продавец в магазине. Для меня же философия кампании
выражается не в красивых словах. Достаточно проследить путь хотя бы одной вещи
от дизайнерского стола до прилавка, чтобы понять, о чем сегодня пытается
рассказать Pomellato.
Возьмем, к примеру, одно из самых известных (и самых
копируемых) украшений сегодняшнего Pomellato – кольцо из коллекции Nudo. В нем воплощены все незыблемые
«правила Pomellato»:
камень особой огранки (без рундиста – тонкого горизонтального «борта», за
который обычно цепляются металлические «когти», держащие камень при закрепке).
Камни в Pomellato
огранены так, что закрепить их крайне трудно. Держится камень на самом деле на
тонком золотом штыре, который продет параллельно поверхности кольца. Дотошный покупатель
может рассмотреть крошечную точку в лупу. Каждое кольцо делается вручную на
всех этапах производства. И если бы многочисленные копиисты попытались повторить
это на том же уровне, им это, скорее всего, обошлось бы гораздо дороже.
Андреа Моранте о многочисленных попытках копировать вещи Pomellato говорит
достаточно отстраненно: «Мы пытаемся бороться с плагиатом путем судебных
процессов. Но они отнимают много времени и усилий и далеко не всегда приводят к
убедительным результатам. В некоторых странах законы таковы, что добиться
справедливости в этом вопросе практически невозможно». Поэтому самым
эффективным методом борьбы с подделками является именно качество вещей Pomellato.
И все же – как Pomellato собирается придерживаться идеи prêt-a-porter в условиях небывалого
подорожания драгоценных металлов, камней и работы? Андреа Моранте смотрит на вещи
достаточно оптимистично: «Это реально трудная задача. Мы продолжаем искать
новые материалы и камни. Недавно мы провели эксперимент с синтетическими
камнями (рекламная кампания с Тильдой Суинтон имела огромный успех, и дамы
спокойно отнеслись к идее подбора недорогих украшений фирменного дизайна Pomellato к
цвету губной помады). Недавно мы запустили винтажную коллекцию из серебра. И в
то же время, мы все больше внимания уделяем более высокому сегменту рынка –
наши коллекции Pom Pom (кольца с «серьезными» камнями, выполненные в единственном
экземпляре) и Tango (усыпанные драгоценными камнями цепи) призваны выполнить
именно эту функцию.
Все эти подробности, скорее всего, не нужны покупательницам,
которые приходят в Pomellato
за новыми украшениями (компания гордится тем, что больше 70 процентов
покупательниц возвращаются за второй и третьей покупкой). То, что они видят в
магазине – яркие, солнечные камни, которые как бы висят в воздухе без оправы и
радуют глаз. В конце концов, покупка украшения – дело чисто эмоциональное.
Именно на это обстоятельство компания Pomellato сделала ставку почти 50 лет
назад. И не прогадала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий