На августовской ювелирной выставке в Мумбаи я была второй раз. Первый - девять лет назад - запомнился толпой, проливными дождями, одинаковыми витринами и острым чувством сожаления - несметные богатства этой страны используются совершенно бездарно. Чувство, которое посещает на этом мероприятии, сродни тому, которое сопровождает на выставке шуб: такое количество живых существ загублено впустую! Здесь - не меха, а бриллианты с изумрудами, но их тоже жалко.
Второй раз заставил присмотреться повнимательнее. Общее впечатление не изменилось - но я смотрю с европейской точки зрения, а в Индии - свои законы и свои традиции. Выйдя на первое место в мире по производству ювелирных украшений и огранке мелких бриллиантов, Индия большинство из них сама же и потребляет (ну, каменную мелочь-то, конечно, продает по всему миру). Выставка в Мумбаи - самая крупная в стране и направлена на 95 процентов на местный рынок. Соваться к индийцам с советами насчет того, что хорошо бы выйти на мировой рынок и немного подправить в связи с этим дизайн смысла нет. Их все устраивает - и поэтому подавляющее большинство витрин заполнено одинаковыми огромными колье в стиле Великих Моголов. Неважно, сделаны они из золота с натуральными камнями или из серебра с синтетикой, - выглядит все, как будто они только что сошли с экрана болливудского фильма. Свадебные традиции в Индии - одни из самых крепких. Период свадеб благословен для ювелиров - украшений требуется много, праздник длится не один день, и на многих мероприятиях побогаче ювелирные подарки получают все гости. Так что заказы льются рекой и составляют многие десятки тысяч долларов. Или не составляют - можно же обойтись и имитацией. Выглядеть будет так же.
Индия - родина нескольких выдающихся ювелиров. Один из них - Вирен Багат - на мой взгляд, величайший из ныне живущих. Но его нога никогда не ступит на территорию мумбайской выставки. Там царит атмосфера масс-маркета, завернутого в яркую традиционную обертку. На этом снимке - толпа у стенда оптовых продавцов. Люди стоят в четыре ряда, ожидая возможности подойти к прилавку. У Вирена очередь не стоит - право попасть в его шоурум еще надо заслужить, туда пускают далеко не всех. Но разницу даже оценивать невозможно - муха и слон. Причем соотношение обратно пропорционально - по качеству, количеству, эстетике. И ценам. Единственное, что их роднит - источником вдохновения и для Вирена, и для безвестных индийских производителей служит их страна.
Первый из них - Саджил Шах, марка Sajjante. Отучившись во Флоренции в мастерских Буччеллати, Саджил соединяет итальянскую культуру работы с золотом с индийскими пропорциями. Надо сказать, в этот раз меня его украшения впечатлили меньше, чем до пандемии (я была у него в январе 2020 года). Видимо, изоляция повлияла на настроение и вдохновение...
Вишал Котари, работающий под маркой VAK Jewels, - милый человек, полный энтузиазма, к тому же - выходец из известной семьи дилеров драгоценных камней (что помогает в бизнесе иногда больше таланта). Многие годы я как-то обходила его стороной - слишком явно он пытался подражать Вирену Багату (и это неудивительно - весь Мумбаи подражает Вирену). Пытаясь освоить фирменный прием Вирена - "висящие в воздухе" камни - Вишал никак не мог ухватить главное: гармонию и пропорции. Сегодня он на новом этапе. Выбрав в качестве узнаваемого элемента новой коллекции алмазы портретной огранки (плоские, тонкие и прозрачные), Вишал сразу попал на страницы мировых ювелирных обзоров и скоро представит свои украшения в Bergdorf Goodman в Нью-Йорке.
И наконец, сам Вирен Багат. Я провела в его шоуруме больше всего времени. Но поскольку фотографировать там категорически запрещено, могу показать лишь одну вещь. Шпинели редкого цвета огранены снизу, сверху - кабошоны. Скреплены тончайшими платиновыми нитями. Как говорит Вирен, "мы делаем украшения в европейском стиле Ар Деко, с европейским качеством 20-х годов прошлого века, индийским флером - при этом полностью в Индии".
Посмотрев на то, что представлено на выставке, еще больше понимаешь, что для того, чтобы делать уникальные вещи в этой стране, нужен не только талант, но и огромное мужество.