воскресенье, 21 августа 2022 г.

Украшения Индии: блеск и нищета махараджей






 На августовской ювелирной выставке в Мумбаи я была второй раз. Первый - девять лет назад - запомнился толпой, проливными дождями, одинаковыми витринами и острым чувством сожаления - несметные богатства этой страны используются совершенно бездарно. Чувство, которое посещает на этом мероприятии, сродни тому, которое сопровождает на выставке шуб: такое количество живых существ загублено впустую! Здесь - не меха, а бриллианты с изумрудами, но их тоже жалко.

Второй раз заставил присмотреться повнимательнее. Общее впечатление не изменилось - но я смотрю с европейской точки зрения, а в Индии - свои законы и свои традиции. Выйдя на первое место в мире по производству ювелирных украшений и огранке мелких бриллиантов, Индия большинство из них сама же и потребляет (ну, каменную мелочь-то, конечно, продает по всему миру). Выставка в Мумбаи - самая крупная в стране и направлена на 95 процентов на местный рынок. Соваться к индийцам с советами насчет того, что хорошо бы выйти на мировой рынок и немного подправить в связи с этим дизайн смысла нет. Их все устраивает - и поэтому подавляющее большинство витрин заполнено одинаковыми огромными колье в стиле Великих Моголов. Неважно, сделаны они из золота с натуральными камнями или из серебра с синтетикой, - выглядит все, как будто они только что сошли с экрана болливудского фильма. Свадебные традиции в Индии - одни из самых крепких. Период свадеб благословен для ювелиров - украшений требуется много, праздник длится не один день, и на многих мероприятиях побогаче ювелирные подарки получают все гости. Так что заказы льются рекой и составляют многие десятки тысяч долларов. Или не составляют - можно же обойтись и имитацией. Выглядеть будет так же.


Индия - родина нескольких выдающихся ювелиров. Один из них - Вирен Багат - на мой взгляд, величайший из ныне живущих. Но его нога никогда не ступит на территорию мумбайской выставки. Там царит атмосфера масс-маркета, завернутого в яркую традиционную обертку. На этом снимке - толпа у стенда оптовых продавцов. Люди стоят в четыре ряда, ожидая возможности подойти к прилавку. У Вирена очередь не стоит - право попасть в его шоурум еще надо заслужить, туда пускают далеко не всех. Но разницу даже оценивать невозможно - муха и слон. Причем соотношение обратно пропорционально - по качеству, количеству, эстетике. И ценам. Единственное, что их роднит - источником вдохновения и для Вирена, и для безвестных индийских производителей служит их страна.





Рынок для украшений любого уровня в Индии бездонен. Два миллиарда человек, населяющих эту страну, не выходят из дома без украшений. Не только женщины, но и мужчины. Техники остаются неизменными на протяжении веков - разве что Картье поспособствовал сто лет назад сближению индийской и европейской эстетики. Индийцы не знали европейской закрепки - их техника называлась "кундан" и заключалась в креплении в фольгу из чистого золота, которая обминалась вокруг камня. Изнанка вещей, зачастую не менее затейливая, чем лицо, украшалась перегородчатой эмалью "менакари". Сегодня все делается по тем же технологиям. Интересно, что лишь отдельные марки отходят от традиции и пытаются освоить стиль Ар Деко столетней давности. Ну как освоить - берется книга про Картье, оттуда заимствуется дизайн 20-х годов прошлого века и руками индийских умельцев воспроизводится колье или серьги, принадлежавшие великим женщинам прошлого. Если не рассматривать слишком пристально, то получается довольно похоже. Бороться с этим не имеет смысла. Осуждать - тоже. Есть рынок, огромный и бездонный. Вполне способный прокормить себя сам. И это главное.



Второй востребованный стиль, который особенно хорошо удается индийским мастерам, - викторианский. Вы можете быть уверены, что все украшения в этом стиле, которые вы видите на прилавках в разных странах, сделаны в Индии. Серебро, латунь, жемчуг неясного происхождения - материалы на копейку, эффект "винтажный". Викторианская эпоха поставлена на поток так же, как и Великие Моголы. 

Но я бы покривила душой, если бы сказала, что посвятила все свое время изучению однообразных рядов витрин в душных залах мумбайской выставки (надо сказать, что за прошедшие девять лет в городе был построен великолепный дворец для проведения выставок и конгрессов - но ювелирная выставка почему-то по-прежнему ютится в громадном сарае, где пыльный ковролин брошен прямо на землю). Единственный стенд, на котором оказались оригинальные украшения, - ManishaandsaurabhMody. 








Дизайном занимается Маниша, деловой стороной вопроса - ее муж Сораб. Украшения некрупные, приближенные к европейскому вкусу, но при этом с деликатной индийской нотой. Супруги были удивлены, что главными покупателями на выставке оказались соседи-ювелиры, решившие сделать подарок женщинам своей семьи. 

Конечно же, главной целью поездки было посещение друзей - тех, кто не представлен на выставке, а работает обособленно, делая вещи в единственном экземпляре и общаясь с избранными клиентами.

Первый из них - Саджил Шах, марка Sajjante. Отучившись во Флоренции в мастерских Буччеллати, Саджил соединяет итальянскую культуру работы с золотом с индийскими пропорциями. Надо сказать, в этот раз меня его украшения впечатлили меньше, чем до пандемии (я была у него в январе 2020 года). Видимо, изоляция повлияла на настроение и вдохновение...








Вишал Котари, работающий под маркой VAK Jewels, - милый человек, полный энтузиазма, к тому же - выходец из известной семьи дилеров драгоценных камней (что помогает в бизнесе иногда больше таланта). Многие годы я как-то обходила его стороной - слишком явно он пытался подражать Вирену Багату (и это неудивительно - весь Мумбаи подражает Вирену). Пытаясь освоить фирменный прием Вирена - "висящие в воздухе" камни - Вишал никак не мог ухватить главное: гармонию и пропорции. Сегодня он на новом этапе. Выбрав в качестве узнаваемого элемента новой коллекции алмазы портретной огранки (плоские, тонкие и прозрачные), Вишал сразу попал на страницы мировых ювелирных обзоров и скоро представит свои украшения в Bergdorf Goodman в Нью-Йорке.






И наконец, сам Вирен Багат. Я провела в его шоуруме больше всего времени. Но поскольку фотографировать там категорически запрещено, могу показать лишь одну вещь. Шпинели редкого цвета огранены снизу, сверху - кабошоны. Скреплены тончайшими платиновыми нитями. Как говорит Вирен, "мы делаем украшения в европейском стиле Ар Деко, с европейским качеством 20-х годов прошлого века, индийским флером - при этом полностью в Индии". 



Посмотрев на то, что представлено на выставке, еще больше понимаешь, что для того, чтобы делать уникальные вещи в этой стране, нужен не только талант, но и огромное мужество.