суббота, 23 ноября 2019 г.

Ювелирная неделя в Женеве Часть 2



Paul Fisher

Ювелирно-часовая жизнь в Женеве - как бы вся на виду. Названия знаменитых фирм сияют не только над дверями магазинов, но и огромными буквами - на крышах домов. В моем гостиничном окне всю ночь горел мальтийский крест с крыши соседнего дома - символ Vacheron Constantin. Деться от этих логотипов некуда - каждый дом на набережных Женевского озера украшен ими. 

Но есть и другая, тайная жизнь ювелирной Женевы. Та, что не объявлена на каждом углу. В этом городе находятся самые серьезные антикварные галереи - не случайно именно здесь проводится новая выставка GemGeneve, инициаторами которой выступили уважаемые собиратели ювелирных редкостей - галерист Томас Фарбер и крупнейший дилер драгоценных камней Ронни Тота. В ювелирном мире нет более уважаемых имен, чем эти - и под их знамена встали самые крупные игроки рынка.

Напомню, почему два года назад возникла идея новой выставки. К этому времени выставка Baselworld практически растеряла своих ювелирных участников - и продолжала терять и крупных часовщиков. Галерея Thomas Faerber выставлялась в Базеле более 30 лет - и перестала, поскольку выставка исчерпала себя. И тогда возникла идея нового камерного собрания, которое объединило бы игроков высокого уровня в трех основных категориях - антикваров, дилеров камней и производителей украшений (не бренды с именами, а тех, кто реально выполняет сложную работу и затем продает это крупным компаниям). Естественным образом в концепцию выставки вписались и молодые дизайнеры, только начинающие свой путь. Выставка задумывалась как сугубо деловое мероприятие, но оказалось, что она интересна и коллекционерам, и частным покупателям высокого уровня. И конечно, на нее съезжаются гранды мирового ювелирного сообщества - где еще одновременно можно увидеть JAR, Bhagat, Gimel - лично?
Наша ювелирная неделя в Женеве, помимо аукционов (о них - в предыдущей серии), ставила перед собой задачу посетить "тайные" адреса, увидеть то, что скрыто от посторонних глаз за толстыми дверями и "шлюзовыми" входами. "Мы" - это женевская компания Gem Project, собравшая местных русскоязычных дам, интересующихся ювелирным искусством и желающих знать о нем больше.
Henri Vever, Thomas Faerber Collection
Наш первый визит, естественно, был в галерею Томаса Фарбера. Даже если не видеть сокровища, хранящиеся в этом доме (А Томас не разрешает фотографировать украшения), достаточно посмотреть на самого хозяина - он, без сомнения, самый редкий экспонат коллекции. Он смотрит на мир светлыми глазами (и это не только цвет, но и свет) человека, всю жизнь занимавшегося только прекрасными вещами. Умный, ироничный, интеллигентный в правильном значении этого слова... Понятно, почему его имя открывает все двери закрытого ювелирного мира.

Вторая галерея, которую мы посетили, - наоборот, полностью открылась нам. Paul Fisher - галерея из Нью-Йорка с отделением в Женеве. Нас принимала дочь хозяина Мариан. Как большинство американских галеристов, Paul Fisher влюблен в стиль Ар Деко.
Paul Fisher

Но нас порадовали не только идеальные платиновые браслеты этой эпохи, но и более ранние вещи - например, удивительное колье с русскими аметистами викторианской эпохи - мягкое, как шелк.
Или редчайшие русские демантоиды в старинной броши.


Редкий браслет Булгари с изумрудом и бриллиантами 

Paul Fisher также неравнодушен к современным мастерам. Несколько вещей JAR - как всегда, ярких, но невыносимо тяжелых (уши готовы были отвалиться сразу), и ранние работы Wallace Chan - на мой взгляд, гораздо более человеческие, чем нынешние его изыскания.
JAR

Wallace Chan

Wallace Chan
Мало кому известно, что Уоллес Чан запускал малотиражную линию Zen & Chan, в которой были украшения средней ценовой категории и которые можно было носить 24 часа в сутки. В Paul Fisher есть несколько этих вещей - и они вполне узнаваемо принадлежат этому мастеру, но при этом как бы из наших дней, а не из туманного будущего, как остальные его работы.
Zen & Chan


Из антикварного мира - в мир самый современный. Участники двух выпусков GemGeneve супруги Racine приехали в Женеву из разных мест (она, хоть и швейцарка, жила с семьей в Осло, он - из Бразилии, из штата Минас Жерайс, где добываются топазы-империал и другие знаменитые камни этой страны). Молодые люди делают ставку не на рекламу и прочий шум вокруг имени, а на саму суть ювелирного дела - отличные камни и тщательную работу. Клиенты, по их словам, находят их сами - информация передается по "сарафанному радио". Украшений у них пока не много, но камней и планов - гораздо больше.
Suzanne Syz - имя известное. Вечная party girl, чья молодость прошла в Нью-Йорке в компании Энди Уорхола и Баския, совершенно уверена, что ювелирные украшения могут быть какими угодно, кроме скучных. И веселится напропалую, соединяя алюминий с бриллиантами, вешая в уши уорхоловские банки с томатным супом или корзины с фруктами. Конечно, это уже совсем не ювелирные украшения в традиционном смысле слова - они вызывают улыбку, изумление, вопросы (впрочем, вопросы в основном возникают в отношении цены "шутки"). 

Suzanne Syz

Suzanne Syz
Suzanne Syz, aluminium & diamonds
Suzanne Syz, aluminium & diamonds
Suzanne Syz, titanium, amethysts and diamonds
Suzanne Syz, gold, vinyl and diamonds

Suzanne Syz
Olga Brovchuk, Suzanne Syz and me

Boghossian - единственная марка, которую мы посетили в их магазине на центральной рю де Рон. Сочетание восточных мотивов с европейской утонченностью - стиль этого семейного ювелирного Дома. Мне особенно интересно, что несколько последних лет креативным директором у них работает Эдмонд Чин (собственно, он работал там и раньше, но теперь его позиция узаконена и провозглашена). Эдмонд - один из самых интересных дизайнеров в современном мире, он не только обладает свежим мышлением, но и знает производство изнутри. Многие его находки трудно объяснить непосвященным - а им остается только удивляться, почему на поверхности украшения не видно металла и откуда такое сумасшедшее сверкание у бриллиантов.
Boghossian
Браслет с древним жадеитом и бриллиантами - Эдмонд один из главных мировых экспертов в области жадеита.
Boghossian
Boghossian
Nadia Morgenthaler работала на крупные мировые бренды (и продолжает это делать), но несколько лет назад решила создать собственную марку. Ее отличает педантичная любовь к совершенству во всем. Ее украшения иногда делаются несколько лет - пока сама Надя не будет удовлетворена результатом. Поэтому цены высокие, и даже очень. Стиль - подчеркнуто винтажный, Надя использует технологии 19 века и только ручной труд, без применения компьютеров. Но это только на первый взгляд "бабушкины" колечки - они отточены до тонкостей, недоступных нашим предкам.
Nadia Morgenthaler
Nadia Morgenthaler
Nadia Morgenthaler

Nadia Morgenthaler

Nadia Morgenthaler



Nadia Morgenthaler

И, наконец, один из самых таинственных и самых влиятельных ювелиров нашего времени - компания P.Lancon. Ее нынешний владелец купил фабрику с этим названием лет сорок назад, сначала занимался редкими камнями, потом начал собственное производство уникальных, сложных украшений. Этого человека отличает полное пренебрежение собственным "эго" - его гордость и страсть в том, чтобы делать красивые вещи, а не в том, чтобы светиться на страницах журналов. Эти вещи, увы, нельзя показывать - долгие годы даже стенд компании в Базеле был закрыт для журналистов, поскольку украшения продавались только крупным маркам, которые ставили на них свое клеймо, и публичность в этом вопросе противопоказана. В такой секретности есть свой смысл - ювелирное дело в его настоящем виде нуждается в тишине. Кто и что на самом деле производит в этом мире, кому принадлежат идеи, чьи руки творят шедевры - скрыто от глаз обывателя. Для нас было огромной честью попасть в офис компании.
Покажу вам поэтому только одно кольцо.
P.Lancon

И в этом, пожалуй, главный смысл женевского подхода к ювелирному делу. В этот город едут за лучшей работой. И за умением молчать. Украшения рождаются в тайне, чтобы потом сверкать по всему миру и кричать о себе. А гордость мастера - в том, чтобы сделать, а не в том, чтобы об этом знали все.

воскресенье, 17 ноября 2019 г.

Ювелирная неделя в Женеве Часть 1



Середина ноября - ювелирное время в Женеве. К самым важным в мире аукционным торгам Sotheby's и Christie's мы в этот раз присоединили походы по антикварным галереям и современным ювелирам, доступ к которым закрыт для непосвященных. Это стало возможно благодаря женевской компании Gem Project и ее руководителю Ольге Бровчук, собравшей не только тех, кто хотел увидеть "секретные" украшения, но и тех, кто согласился показать свои сокровища.

топ-лот аукциона Sotheby's - браслет с cапфиром и бриллиантами, Cartier. Продан за 6 072 900 франков при эстимейте 2 000 000 - 3 000 000

Но обо всем по порядку. В отношении аукционов сложились некие мифы, рожденные отсутствием информации и своего рода романтическими представлениями. Мне не раз приходилось читать в блогах восторженных девиц о том, как к женевским отелям подъезжают лимузины, из которых выходят дамы в вечерних платьях и мужчины в смокингах, чтобы посетить ювелирные аукционы.
Это, девушки, бывает только в кино и в вашем воображении. На самом деле аукционы - сугубо деловое мероприятие, на котором присутствуют дилеры камней и представители антикварных галерей. В основном (и тут девушки будут разочарованы) это мужчины пенсионного возраста, похожие на пыльные мешки, и растрепанные немолодые женщины. Конечно, пару сумок Биркин и бриллианты в старых ушах на аукционах увидеть можно, но публика в основном самая затрапезная. Зато - очень профессиональная.
Итак, мифы.

1. "Аукцион - место для покупки инвестиционных ценностей".
Я отношусь к такой возможности довольно скептически: в теории - да, настоящие драгоценности не падают в цене и хранить в них средства вполне можно - если у вас есть возможность заморозить большие суммы. С другой стороны, реально продать сегодня драгоценности практически невозможно - и это показали прошедшие аукционы в Женеве, где непроданными остались и крупные чистейшие бриллианты, и сапфиры с рубинами и изумрудами, не говоря уже об исторических драгоценностях с солидным провенансом.

Например, эти серьги Cartier с огромными изумрудами остались непроданными - частично из-за цены ('эстимейт 350-550 тысяч шв франков), частично из-за того, что в описании упоминается, что для придания прочности камни пропитаны смолой. Кому нужна смола по цене изумрудов? Если не знать этих тонкостей и не уметь читать сертификат, можно очень серьезно ошибиться с покупкой. И вместо инвестиции получится бессмысленная трата денег.

2. "Старые вещи дороже новых".
Это не так. Совсем не так.



Украшения Belle Epoque, принадлежавшие всемирно известной певице Нелли Мельба (в ее честь назван десерт Персик Мельба), тоже никому не приглянулись (за исключением последней сложной подвески/броши). И хотя эти вещи вызывают интерес и уважение, практического применения у них нет - вложением денег они служить не могут.

3. "Цены на аукционах значительно выше, чем в магазинах".
Это очень распространенный миф, совершенно не соответствующий действительности.




Браслеты из платины с бриллиантами эпохи Ар Деко на аукционах оцениваются от 20 тысяч франков. Если на них стоит знаменитое клеймо - то чуть дороже. В целом сегодня цены не превышают нижнюю границу эстимейта - так что найти что-то красивое можно всегда. Уровень работы в этих вещах, как правило, очень высокий. Изготовление подобного украшения в наши дни обойдется значительно дороже. Так что поклонникам Ар Деко прямая дорога на аукционы.

4. "На аукционах много подделок".
Rene Lalique

Rene Lalique
Arthur & Carlo Giuliano

Georges Fouquet

Suzanne Belperron
Конечно, от подделок никто не застрахован. Но аукцион - не барахолка. Там работают специалисты, которым доверие и многолетняя дружба с клиентами важнее возможности что-то быстро продать. Если возникает сомнение, лот снимается с продаж.
На ноябрьских аукционах было две вещи Rene Lalique - брошь/подвеска продана по нижней границе эстимейта за 68750 шв франков (Sotheby's), довольно авангардное колье 1920-х годов из пеньковой веревки и стеклянных бусин ушло на Christie's за 25 000 франков.
Антикварные вещи с эмалью работы Giuliano проданы за 11 875 франков.
Браслет с изумрудом в стиле Ар Деко работы Georges Fouquet продан за 237 500 франков, а вот брошь/подвеска Suzanne Belperron с горным хрусталем и бриллиантами осталась непроданной.

5. "Покупать легко - были бы деньги".
Вот это одно из самых больших заблуждений. Человек "с улицы", скорее всего, даже не успеет поднять "лопатку" с номером - в среднем на лот уходит меньше минуты, и надо действовать очень быстро. Если к лоту есть интерес, цена повышается в геометрической прогрессии. Обычно на торгах "бьются" профессионалы - люди, хорошо чувствующие процесс и с полувздоха понимающие интонации аукциониста. Крупные бойцы рынка - коллекционеры, миллионеры и прочие заинтересованные лица - в зале даже не показываются. Торг идет либо через подставных лиц, либо по телефону. Это понятно - присутствие таких людей в зале вызовет скачок цен, а это никому не нужно. В первую очередь, самим игрокам.
Эта брошь Harry Winston ушла за 1 035 000 франков меньше чем за 10 минут.

6. "На торги может попасть любой ювелир - были бы знакомства".
Это сильное заблуждение. Аукционы вообще-то не занимаются продвижением современных ювелиров - они продают value, то есть ценность. А ценность - это камни в первую очередь. Имена в понятие ценности входят, только если имя представляет собой коллекционный интерес. Cartier, Van Cleef & Arpels, Bulgari, Boucheron - эти марки всегда в цене, правда, с украшениями старше 50 лет, когда они приобретают статус антиквариата. Новые вещи вы не сможете продать даже за треть цены, уплаченной в магазине.
Из современных ювелиров есть всего несколько имен, которые всегда желанны на торгах. В первую очередь, это JAR - Жоэль Артур Розенталь. Его украшения уже не получают 10-кратное превышение эстимейта, как 10-15 лет назад, но стабильно хорошо продаются. Впрочем, и эстимейты сильно повысились по сравнению с тем, что было раньше.
Кольцо с изумрудами и бриллиантами, JAR. Продано за 300 000 франков при эстимейте 100-150 000 Christie's

Серьги с бриллиантами JAR. Проданы за 723 000 франков при эстимейте 220-330 000 Christie's

Клипсы JAR. Проданы за 412 500 франков при эстимейте 200-300 000 Sotheby's
А вот Michele Della Valle - аристократ из Рима, всегда желанный гость в Женеве, на этот раз выступил довольно слабо - несколько его вещей остались непроданными. В частности, вот эти.
Michele della Valle

Michele della Valle


И это лучше всего прочего свидетельствует о том, что сегодня на рынке нет места эмоциональным покупкам - люди хорошо считают и покупают только то, что смогут потом продать. Понятия "Красиво", "красивенько", "мило", "мне нравится", "недорого - можно и купить" на аукционах не работают. Здесь место для хорошо информированных профессионалов.
В заключение - короткий разговор с одной из самых опытных героинь аукционного фронта. Мы сидели за одним столом на предпросмотре. Пожилая, довольно потрепанная женщина с вечно недовольным лицом оказалась милой и разговорчивой. Я спросила ее, часто ли ей приходится обращаться к геммологам и другим специалистам за консультациями. Она сказала: "Я никогда этого не делаю. Покупаю исходя из собственных ощущений. Учусь только на своих ошибках".
Когда за плечами 40 лет работы - можно и так сказать. Остальным я бы все же рекомендовала обращаться к специалистам.